###Восстание трибун ###
проститутки НСКБолельщики "Ливерпуля", являющегося иконой, а возможно, и самым ценным из всего, что есть и было в английском футболе, затеяли невероятное. Они решили скинуться и выкупить любимую команду у ее владельцев. За экспериментом ливерпульцев внимательно следят и в Манчестере, где тоже уже порядком устали от того, что все решения в "Манчестер Юнайтед" принимает семья "каких-то американцев". Если затея ливерпульцев выгорит, то в английском футболе может начаться революция: клубы из коммерческих предприятий снова станут просто клубами по интересам. И не исключено, что им это пойдет только на пользу.
Сдавайте валюту!
Английскому футболу вроде бы грех жаловаться на что бы то ни было. Инвесторы выстраиваются в очередь на покупку английских команд, они готовы вкладывать в них огромные суммы (ни в одной лиге мира, кроме английской, футболист не может похвастать зарплатой в £130 тыс. в неделю, а ведь именно столько получает в "Челси" Джон Терри), сами команды, пусть и не очень часто, радуют болельщиков крупными победами на международной арене. Последний успех к англичанам пришел не так уж и давно -- в 2005 году, когда "Ливерпуль" в фантастическом финале Лиги чемпионов (ливерпульцы умудрились отыграться со счета 0:3) вырвал победу у "Милана". Поклонники подавляющего большинства других команд после такого триумфа, наверное, еще лет десять пребывали бы в состоянии эйфории, вспоминая славное прошлое. Но у "Ливерпуля" совсем другие фаны. Они, конечно, знают, что их клуб самый титулованный в Англии. Но ведь уже выросло поколение, ни разу не видевшее, как ливерпульцы выигрывают национальное первенство - последний из 18 чемпионских титулов "Ливерпуль" завоевал аж в 1990 году. А тут еще команда угодила под сапог американских "империалистов", в последние годы активно скупающих английские футбольные клубы. В прошлом году акционеры "Ливерпуля" продали команду двум американцам - Джорджу Джиллету и Тому Хикксу. Менее чем за год эта пара бизнесменов умудрилась восстановить против себя большую часть фанов. Американцы своими действиями так их разозлили, что болельщики решились, как кажется на первый взгляд, совсем уж на отчаянный шаг. Возглавил движение сопротивления глава кафедры футбольного бизнеса университета Ливерпуля Роган Тейлор.
Роган Тейлор объявил о весьма амбициозном плане. Во-первых, он учредил организацию Share Liverpool и предложил вступить в нее всем, кому небезразлична судьба "Ливерпуля". Цена входного билета - £5 тыс. Господин Тейлор уверен, что если привлечь всех активных фанов команды в мире, а их много не только в Англии, но, скажем, и в странах Азии, то удастся набрать 100 тыс. подписчиков, которые в общей сложности могут собрать £0,5 млрд ($1 млрд). Эти средства Роган Тейлор планирует пустить на выкуп клуба у Джиллета и Хиккса. В дальнейшем он предлагает всем вступившим в Share Liverpool управлять делами клуба совместно, а именно избирать на три года совет директоров и президента клуба и делегировать им соответствующие полномочия. При этом у каждого голосующего будет только один голос. Примечательно, что всего неделю спустя после того, как Роган объявил о своей идее, он сумел заручиться поддержкой тысячи фанов, готовых раскошелиться.
"Если мы наберем хотя бы 10 тыс. членов клуба, то нам будет что предъявить владельцам "Ливерпуля". Ведь тогда мы соберем £50 млн. Все дело в том, что пришла пора что-то кардинально менять в английском футболе. Мы уже сыты тем, что постоянно приходят какие-то бизнесмены, в футболе ничего не понимающие, и пытаются заработать на команде. Денег при этом у них нет. Они занимают у банков, а потом вешают долги на клуб. Потом они уходят, а команда остается в очень сложном положении. В итоге платить за все приходится болельщикам. Хотя бы за счет увеличения цен на билеты, подписку на телетрансляции и т. д.,- говорит Роган Тейлор.- Но ведь есть и примеры того, как клубы, не принадлежащие кому-то конкретно и не управляемые как бизнес в прямом смысле этого слова, становятся сверхуспешными. Возьмите "Реал" или "Барселону", являющиеся именно что клубами. Эти команды по определению нельзя ни купить, ни продать. Но именно такие клубы за последние 15 лет шесть раз выигрывали Лигу чемпионов".
В претензиях господина Тейлора к владельцам "Ливерпуля" есть доля истины. Джордж Джиллет и Том Хиккс действительно не улучшили финансовое положение клуба. Купив команду в прошлом году за £470 млн, они вскоре поняли, что не справляются с финансовой нагрузкой. При этом таких ресурсов, как у Романа Абрамовича, который может вкачивать в свой "Челси" сколько вздумается, у них нет. В итоге американцам пришлось перезанять £350 млн. Из этого долга £105 млн повесили на баланс "Ливерпуля", а остальные деньги оформили как долг управляющей компании клуба - Kop Holdings. При этом кредит взят на довольно невыгодных условиях - его годовое обслуживание будет обходиться в £30 млн, а это бюджет крепкой европейской команды.
"Вся проблема в том, что бизнесмены, покупая футбольные клубы, преследуют, как правило, только одну цель - извлечение прибыли. Есть и другой вариант, когда команда покупается престижа ради. Но он довольно редок. А футбол, в отличие от классического бизнеса, живет все-таки по своим законам. Тут нельзя что-то даже более или менее точно планировать. Нельзя заранее сказать, что если мы сделаем то-то и то-то, мы почти наверняка выиграем, скажем, Лигу чемпионов,- считает Роган Тейлор.-- А в случае с "Ливерпулем" выходит, что если команда не хочет разориться, ей придется обязательно постоянно попадать в групповой этап Лиги чемпионов. Иначе просто не хватит денег на текущие расходы и на обслуживание долгов. И далеко не факт, что мы в этом сезоне в лигу попадем ("Ливерпуль" идет в чемпионате Англии только седьмым, а в Лигу чемпионов могут попасть лишь первые четыре команды.- "Деньги")".
Испанский вариант
Надо сказать, что схема управления клубом, предлагаемая Роганом Тейлором, отнюдь не нова и давно доказала свою эффективность. Самыми яркими примерами организации клуба именно как клуба, а не коммерческого предприятия служат испанские гранды - "Реал" и "Барселона". Их организационная структура сложилась не искусственно, а исторически и многими в той же Англии еще в 90-е годы, когда началась волна выходов футбольных клубов на биржу (первым тропинку протоптал "Тоттенхэм"), считалась архаичной. Но, как показывает практика, испанцы знали что делали.
Самый успешный клуб в истории - "Реал" - является просто объединением людей, болеющих за одну команду. В уставе организации в качестве основной цели ее существования указано достижение спортивных результатов, а не получение прибыли. В настоящее время членами клуба "Реал" являются 105 тыс. человек. Они ежегодно платят членские взносы - по €180. В год набирается почти €19 млн, которые не надо никому возвращать. У "Барселоны" же вообще 150 тыс. членов, приносящих в клубную кассу по €150 в год, что составляет €22,5 млн.
Раз в четыре года члены клуба выбирают президента. И это не какая-то имитация выборов. Все по-настоящему - с предвыборными программами, агитацией и т. д. Скажем, пришедший к власти в "Реале" в конце 90-х Флорентино Перес завоевал сердца членов клуба обещанием, впоследствии выполненным, купить у "Барселоны" Луиша Фигу.
Избранный президент уже сам назначает руководителей структурных подразделений. Тут нужно отметить, что последние пользуются довольно большой самостоятельностью при принятии решений. Такая система была введена легендарным президентом "Реала" Сантьяго Бернабеу, и впоследствии ее переняла и "Барселона". Бернабеу помнил, что его предшественники часто лезли в дела финансовые, хотя ничего в них не смыслили. И клубу это только вредило. При Бернабеу же была выстроена структура, при которой президент осуществляет общее руководство и не вмешивается без крайней необходимости, например, в вопросы формирования состава.
В испанской структуре футбольного клуба (кстати, почти так же, как "Реал" и "Барселона", устроена еще одна довольно известная команда - мюнхенская "Бавария") есть пара существенных плюсов. Во-первых, члены клуба, в отличие от акционеров, не заинтересованы в личном обогащении. Им нужно только одно - чтобы их команда выигрывала. Ради этого все и затевается. Во-вторых, если уж у команды есть возможность заниматься коммерческой деятельностью, а у "Реала", "Барселоны" и "Баварии" таковая имеется, то никто не мешает продавать товары с символикой клуба или права на телетрансляции, как и клубам, имеющим конкретных хозяев. При этом все собранные средства можно пускать на поддержание и развитие команды. Именно поэтому тот же "Реал", имея вдвое меньший оборот, чем, скажем, "Манчестер Юнайтед", мог позволить себе купить Луиша Фигу более чем за $50 млн и Зинедина Зидана за $70 млн. А еще были Дэвид Бекхем, Роналдо, Майк Оуэн и т. д. Оправдались ли вложения в них? В финансовом плане, может, и не очень. А вот болельщики увидели, как их команда в очередной раз стала в 2002 году обладательницей Кубка чемпионов.
При всех плюсах такой организации футбольных клубов массовый переход на нее английских команд сейчас представляется весьма маловероятным. Но если присмотреться, то выясняется, что идея, выдвинутая Тейлором, уже на протяжении нескольких лет медленно, но все же реализуется фанами других английских клубов. Например, фанами такого заклятого врага "Ливерпуля", как "Манчестер Юнайтед". Болельщики этой команды уже много лет назад сформировали свое объединение Supporters Direct. От других фанатских группировок его отличает то, что эти фаны владеют акциями "Юнайтед", 11% в общей сложности. Существенной прибыли от такого владения они получить не могут, но она им и не нужна. Их цель - собрать достаточно сил и сторонников, чтобы лишить нынешнего хозяина клуба американца Малкольма Глейзера контроля над клубом. "Если бы Глейзер пришел с предложением о покупке клуба сейчас, то у него ничего бы не вышло,- утверждает заместитель председателя Supporters Direct Дэвид Бойл.- Ведь сейчас в нашем объединении уже 35 тыс. человек. Не все владеют акциями, но если понадобится, заплатят за членский взнос. Поэтому мы очень внимательно будем следить за тем, что затеяли ребята из Ливерпуля".
АФСАТИ ДЖУСОЙТИ, Журнал «Деньги»